|
В 2016 году дизайнеры американского премиум-бренда Marchesa в коллаборации с суперкомпьютером IBM Watson создали платье для Met Gala — ежегодного бала Института костюма в нью-йоркском Метрополитен-музее. Темой мероприятия было сотрудничество человека и машин в моде. Наряд, в котором по красной дорожке прошла известная модель Каролина Куркова, дизайнеры назвали когнитивным платьем. При его создании машинный интеллект был включен в каждый этап творческого процесса.
Watson — суперкомпьютер фирмы IBM, способный понимать вопросы, сформулированные на естественном языке, и находить на них ответы. Он прославился победой в викторине Jeopardy («Своя игра»), потом как врач-диагност (и даже открыл новые важные для диагностики признаки), а еще был задействован в рамках исследовательского проекта IBM по анализу психологического влияния цвета и взаимосвязи между эмоциями и эстетикой изображения.
Дизайнеры марки Керен Крейг и Джорджина Чепмен вдохновлялись идеей, что от разного настроения ткань может менять цвет или даже светиться. Они выбрали пять ключевых человеческих эмоций, которые должно было транслировать их платье: радость, страсть, волнение, воодушевление и любопытство. Суперкомпьютеру показали более 150 изображений платьев Marchesa и более 100 фотографий с красной ковровой дорожки, чтобы он предложил цветовую палитру, характерную для марки и отвечающую выбранным эмоциям.
Выбор ткани также поручили искусственному интеллекту. На основе таких важных для кутюрье критериев, как вес ткани, прозрачность и пластичность, из 40 000 вариантов он отобрал 35 тканей, соответствующих идее наряда. Впрочем, окончательное решение осталось за дизайнерами.
В результате получилось воздушное платье c юбкой из множества слоев полупрозрачного тюля нежного серо-голубого цвета, украшенное вышивкой и объемными белыми цветами. Среди них были спрятаны светодиоды, мгновенно меняющие цвет в соответствии с настроением пользователей Твиттера, комментирующих мероприятие Met Gala. За это тоже отвечал Watson. Радость передавалась розовым светом, страсть — красным, волнение — голубым, любопытство — фиолетовым, воодушевление — желтым.
Когнитивное платье безусловно можно считать произведением современного искусства. После бала компания IBM подарила его Музею американских инноваций Генри Форда в штате Мичиган. Теперь его посетители могут увидеть, как платье в витрине меняет цвет, откликаясь на их эмоции.
Никита Никитинский, специалист по машинному обучению и обработке естественного языка, глава R&D в IRELA:
— Чтобы натренировать систему определять тон сообщений, специалисты «скормили» нейросети очень много примеров текстов, эмоциональная окраска которых известна. А потом сеть сама изучила взаимосвязи между характеристиками текстов и категориями эмоций.
Автор:
Дата: 25 октября 2018
|
|
|