Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Розенкранц и Гильденстерн мертвы в Мори Синема

 

Порт пяти морей, крупный индустриальный центр и промышленная столица Северо-Запада, родина стали и спичек… Город с такими регалиями насчет культуры мог бы и не «заморачиваться», конечно, но Череповец, во всем старающийся переплюнуть Вологду, претендует. Тот случай, когда бессмысленное соперничество городов все-таки обретает смысл, хотя бы лично для меня, человека далекого от стали, спичек и, увы, морей. И то чувство, когда в кресле провинциального кинотеатра ты вдруг чувствуешь себя жителем культурной столицы и гражданином мира. Искусство, товарищи, как известно, не имеет границ. Об этом и пост.

Несколько лет, несмотря на зачастую пустые залы, кинотеатр Mori Cinema в ТРЦ Июнь продолжает участвовать во всемирном проекте TheatreHD. На больших экранах один раз в неделю можно посмотреть оперу, балет, спектакли, которые идут на подмостках лучших театров всего мира. В оригинале, то есть в случае иностранных постановок, коих большинство, без голосового перевода – с субтитрами на русском языке. Зато почти всегда с превью-сюжетом об истории создания постановки или с интервью с режиссером или автором пьесы в антракте. За сумму, на которую можно купить 2, а то и 3 билета на массовую картину, с аншлагом идущую в том же кинотеатре. Надо ли резюмировать, что причин наблюдать пустой зал череповецкого показа TheatreHD – предостаточно? Тем не менее, есть исключения.
 
 
На пьесу Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», поставленную в 2017 году в театре «Олд Вик» я пришла с подругой. Что для меня «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»? Любимая пьеса любимого современного писателя (Том Стоппард) по мотивам великого «Гамлета», созданного поэтом-гением (Шекспир), и любимый фильм с любимым актером (Тим Рот)… Что «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» для моей подруги не-филолога и 90% зрителей в зале? «Розен-кто?» «Гильден-как?» «Что происходит?» «Откуда здесь Гамлет?» и «О, это же Гарри Поттер!»
 
Я сейчас преувеличила, конечно. 90% пришли на спектакль именно потому, что уже знали: на экране они увидят Дэниэла Рэдклиффа. Не знаю, актерская ли игра «вечного студента Хогвардса», который за 2,5 часа действия ни разу не произносит «Риддикулус», стремительные ли диалоги, которые сложно читать в субтитрах, сложность перипетий сюжета или что еще, но после 15 минут антракта зрителей в зале убавилось ровно вполовину. И еще. После того, как актеры вышли на поклон никто в череповецком зале не аплодировал, тогда как многие чопорные англичане, смотревшие то же представление в театре «Олд Вик», аплодировали стоя.

О непонимании. О поверхностном восприятии действительности. Об эгоизме. О нежелании посмотреть на жизнь с другой стороны. О небытии. Об этом 50 лет назад написал свою пьесу тридцатилетний любитель Шекспира Стоппард, и вряд ли сегодня, в день своего 80-летия он ждет, что современный любитель фентези, экшн и хоррора поймет его писательскую тоску. Не ждет, но продолжает творить для них. Извините - для нас. «Мой сын Уильям ни бум-бум в театре. Поэтому, когда пишу, я провожу испытания на нем. Театралы всегда знают что-то еще про пьесу, про актеров, и это страшно мешает. Уильяму верить можно: его голова чиста», - сказал драматург в интервью русским журналистам. Я стараюсь помнить эти слова, когда иду в театр. Но не видеть в Рэдклиффе Поттера даже мне было сложно. Наверное, поэтому игра менее узнаваемого Джошуа МакГуайера мне показалась ярче. Да и его роль – он играет Гильденстерна – на мой взгляд, дает больше возможностей раскрыться. Что в 1990 году с успехом сделал Тим Рот, сыгравший Гильденстерна в сумасшедшее классном фильме, снятом самим Стоппардом.
 
Картинки по запросу Розенкранц и Гильденстерн мертвы
 
«Как ты думаешь, смерть похожа на корабль?»
 
«Что за рецензия, ничего не понятно», - возмущается сейчас читатель этих строк. Извольте. Два молодых человека подбрасывают монетку на дороге. Они куда-то едут, но куда – забыли. Их кто-то позвал, но кто – они забыли. Встречают бродячих артистов и просят их показать представление. Вдруг оказываются во дворце датского короля, где произошла трагедия. Король умер, его жена вышла замуж за его брата, а юный принц, однокашник главных героев, по мнению окружающих, сошел с ума. Если вам сразу стало все понятно, ура: мы все-таки имеем шансы на то, чтобы стать культурной столицей региона. Если нет, то дальше будут спойлеры: корабль, отправляющийся в Англию, подмена письма и тьма, поглощающая героев, так и не определившихся с тем, кто из них Розенкранц, а кто Гильденстерн.
 
 
Для того, чтобы рассказать, что же вы увидели, заплатив 600 рублей за билет на «Поттера» – вполне хватит. Для того, чтобы думать об увиденном не один месяц и вынести что-то большое и важное… нужно перечитать «Гамлета» (а лучше посмотреть хорошую постановку, ведь пьеса живет только на сцене). Нужно поставить себя в центр событий, происходящих вне времени и вне пространства, затем занять место с противоположной стороны, затем «с краю» этих событий, посмотреть глазами близкого человека, а потом выглянуть из-за плеча случайного прохожего… Нужно вспомнить и произвести тяжелый труд, который мы давно привыкли оставлять за пределами зрительных залов и получить за это награду. Какую?
 
Ту же самую, которую тысячелетия назад получали зрители переполненных античных театров, сидевшие не 2,5 часа, а несколько суток не в мягких креслах, а на каменных плитах, с замиранием души следившие за сменой тональности речи одного-единственного актера... Мысль. Понимание. Очищение. Мудрость. Истину, верную одновременно только для тебя и для всех людей мира. Сколько вы готовы отдать за билет?
 
 
Поэтому я не аплодировала, когда опустился занавес. Я аплодирую сейчас. Современному драматургу, не продающему в угоду зрителю свои убеждения, бережно хранящего традиции античного театра, театра средневекового и ренессансного, соединившего их в своем творчестве с традициями европейского абсурдизма и русского реализма. Актерам, попытавшимся понять идею автора и передать ее сквозь свою индивидуальность. Друзьям и близким, которых я потеряла за последний год, не сумев за годы общения принять их амебство, равнодушие к миру, эгоизм и откровенное предательство – тех, про кого я думала, когда смотрела спектакль. Греческой поэтессе Сапфо, несколько строк которой вместили всю пьесу Стоппарда и когда-то повернули меня на совсем другой жизненный путь:
 
 
Срок настанет: в земле
Будешь лежать,
Ласковой памяти
Не оставя в сердцах.
Тщетно живешь!
Розы Пиерии
Лень тебе собирать
С хором подруг.
Так и сойдешь в Аид,
Тень без лика, к толпе
Смутных теней,
Стертых забвеньем.
 
 
Автор: Анна Красушкина
Дата: 20 Февраля 2018
Игорь Моисеев
РУКИ ВВЕРХ
муж
Баста
 
В контакте

Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
Карла Либкнехта, 15 офис №2
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
bis.bilety@mail.ru - Вопросы по
приобретению и возврату
электронных билетов
Отдел рекламы:
Елена Набокова
elena-liana@yandex.ru
Copyright © 2004-2024 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх