«Макбет» - первая адаптация Джузеппе Верди одной из трагедий Шекспира. Премьера состоялась в 1847 году. Правда, в 1865 году Верди выпустил второй вариант, пересмотрев почти всю партитуру. К слову сказать, Верди переписывал только свои любимые творения. Эта опера стала базой для нескольких последующих. В «Макбете» можно услышать части «Риголетто» по пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго и мелодии «Дона Карлоса» по одноименной пьесе Шиллера. За что же он так любил свое произведение? Чем тронул его Шекспир? Сюжет: Шотландия, 11 век. Первый акт начинается с шабаша ведьм. Они предсказывают двум полководцам будущее. Макбету пророчат трон короля, а Банко объявляют предком королевской династии. Макбет посылает письмо своей жене, и та решает убить действующего короля Дункана, что впоследствии и исполняет совместно с мужем. Макбет становится новым королем. Во втором акте Макбета охватывает жажда крови. Пролив кровь однажды, он решает не останавливаться. И приказывает убить Банко. Во всем этом немаловажную роль играет подстрекательство леди Макбет. После всего Макбету является призрак Банко и сводит его с ума. В третьем акте новоявленный король вновь посещает ведьм, и они остерегают его от потомков Банко. После предсказания ведьм леди Макбет убеждает мужа истребить весь род Банко, и он соглашается. Завершающий четвертый акт повествует о смерти Макбета от руки Макдуфа, вырезанного из чрева матери раньше срока. Леди Макбет сходит с ума. Королем Шотландии провозглашают Малькольма, сына почившего Дункана. И тут на сцене появляется, спасшийся от расправы, сын убитого Банко. Занавес опускается, оставляя интригу.
16 августа этого года в череповецком кинотеатре «Мори Синема» прошла трансляция оперы Верди «Макбет» прямиком из «Метрополитен-опера» Нью-Йорк, который является одним из самых престижных и известных оперных театров мира. Опера началась с игры оркестра под руководством главного дирижера - Джеймса Ливайна. И о нем отдельно. Этот человек - натянутый нерв, сгусток энергии. В его движениях и мимике происходил такой разнообразный и бурный каскад эмоций, что можно было бы понять суть оперы, только слушая оркестр и смотря на него.
Такое всепоглощающее единение с переливами звуков, издаваемых инструментами. Каждая клетка его тела в этот момент сама была той музыкой, которой он управлял. Я физически ощущала это через экран, сидя в кресле зала, и меня бросало в дрожь. И сам оркестр, все эти люди, достойны высшей похвалы. Звучание множества скрипок в унисон поистине уносят в небеса.
Главные действующие лица – оперные певцы. Скажу честно, я шла на показ, больше всего желая увидеть нашу Анну Нетребко в роли леди Макбет. И она оправдала ожидания в полной мере. С первых же минут ее появления на сцене, она вызвала у меня стойкую неприязнь. Все в ней мне не нравилось и вызывало отвращение: выражение лица, пластика. А по ходу развития действия стало ясно, что Анна великолепно сыграла свою героиню, эту алчную женщину, хладнокровную убийцу, готовую ради власти и денег на все. Она сумела передать каждую эмоцию, проявив себя при этом не только как гениальную певицу, но и очень хорошую актрису. Большого внимания достоин и многоголосый хор, который исполняет партии на протяжении всей постановки. Ловила себя на том, что стремлюсь прикрыть глаза на некоторых моментах, чтоб, в буквальном смысле, наполниться этими голосами. Что до декораций, то они вполне современны. Подсветка из сумок ведьм смотрелась очень интересно и добавляла антуража. Сами костюмы героев – это некий микс современности и Средневековья, что очень живо воспринималось зрителем.
В заключение скажу, что это все же трагедия, и она заставляет переживать и задумываться. Но ведь именно за этим мы туда и идем. Что-то найти, ощутить, почувствовать. И «Метрополитен-опера» в полной мере дает нам желаемое.