Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

#Ядышу ,значит, я существую...

Вы знаете, что такое подростковое одиночество? Это очень разрушительное состояние, из которого не всякий юный человек способен выйти без последствий. Многим «везет» - и они закаляются на ударах судьбы, поскольку не лишены понимания родителей или уже успели повзрослеть. Но есть и другие: они ломаются, когда эти «удары» наносят не только форс-мажорные обстоятельства, но и сверстники при молчаливом безразличии или даже при одобрении взрослых - школьных учителей и родителей. Как правило, такие взрослые отгораживаются от своих подопечных жуткой формулой «Он все выдумывает», «Что он понимает в свои 17 лет?», «Ничего, переживет»… А он понимает, дышит, испытывает боль, и всё воспринимает невероятно преувеличенным. От того в стократ страшнее и мучительнее любое переживание. Ведь он, 17-летний, считает себя взрослым, умным, опытным, а действует как ребенок. В свою очередь, взрослые воспринимают его как ребенка, но требуют зрелых поступков и мыслей. От такого дисбаланса и груза сначала опускаются плечи юного человека, а потом ломается его хребет. И тогда приходит страшное, непоправимое… 

Именно это и произошло с главной героиней романа «Я дышу», написанного Анн-Софи Брасм. По этой книге я сегодня смотрела одноименный спектакль. Он оставил во мне удивительное впечатление: не смогу сказать четко «понравилось» или нет. Но точно знаю одно: я сопереживала, а значит, вещь талантливая. Когда видна игра актера, а ты смотришь на часы, тогда действительно пора уходить из театра. Но только не сегодня! С первого момента был порыв уйти. Потом все-таки захотелось остаться. А дальше - ничего, кроме спектакля не воспринималось, не виделось, не осмыслялось. 
 


Самому автору книги «Я дышу» в момент ее написания было всего 16 лет, а потому изложенные переживания, без сомнения, отчасти или может и полностью ее собственные. Анн-Софи Брасм рассказывает историю девочки-подростка по имени Шарлен Боэр. Ее постепенно нарастающее одиночество однажды вылилось в преступление против себя и другого человека. 

Представьте себе: после каникул ученики снова собираются в классе; им весело, они делятся пережитыми приключениями; рады друг другу. Но только один человек, Шарлен Боэр, остается вне всего этого муравейника. До нее нет никакого дела. Ни взглядом, ни словом, ни жестом никто не проявляет интереса к этой персоне. А ведь любой человек - это огромная вселенная; многогранная призма; бесконечность оттенков, которые от одиночества постепенно обесцвечиваются. Одинокий человек похож на слепого: он не видит мир, но зато чувствует его сильнее и острее других. Поэтому даже небольшую обиду он раздувает до трагедии, а одно теплое слово навеки высекает в сердце, храня и ревниво оберегая от чужого интереса. Именно так воспринимала мир и Шарлен. 

Уметь общаться с другими - большое искусство. Но подростки не прощают даже малую ошибку. Они мыслят взрослыми категориями, забывая, что еще дети. Поэтому их суждения и поступки пока еще неосознанно злы и бессердечны, слишком категоричны. И самый лакомый для их острословия «кусок» - одноклассник-изгой. Таким «куском» стала и Шарлен. 

Но однажды в классе появляется новая ученица. Она быстро завоевывает внимание одноклассников, становится их лидером. Для нее важно быть обожаемой всеми, поэтому она не проходит мимо унылой Шарлен Боэр: «…Сара все смела на своем пути: мои мечты, надежды, все, что я поклялась осуществить. Стоило ей только появиться, и она становилась центром притяжения. Казалось, все принадлежит ей одной. Она делала что хотела. Я же молча следила за ней. Я снова превратилась в собственную тень. Между мной и остальными опять выросла стена. Лучше бы уж они плюнули мне в лицо, только бы не бросали вот так одну. Есть кое-что похуже презрения — это безразличие. Ощущение, что ты больше вообще не существуешь». 

Шарлен испытывала неоднозначное отношение к Саре. С одной стороны, отталкивала ее, смутно предчувствуя грозу. Но с другой стороны, сопротивляться ей не могла. Новенькая умело жонглировала чувствами других, не выпуская никого из своих коготков: «…ты можешь на меня рассчитывать. Я бы хотела помочь тебе. Я бы хотела, чтобы ты согласилась стать моей подругой». А потом Сара то приближала Шарлен, то отталкивала ее, когда осознавала достаточную власть над ней. Такая «игра» продолжалась недолго и одновременно мучительно бесконечно: подогретая самоуничижением, нервным и физическим срывом, Шарлен убивает Сару. Чувствует ли она раскаяние от сделанного? Нет: «Как объяснить, что меня не мучает совесть и, несмотря на всю боль, отчаяние, стыд, я чувствую себя победительницей и ни о чем не жалею»… 

Вот такой спектакль я посмотрела сегодня. Он, как и книга, - ретроспектива. Его начало - это уже развязка: по сцене слегка освещенные ходят, как тени, девушки в тюремных робах, и среди них Шарлен. Их шаги и минуты жизни отмеряются звуком хронометра, а мир ограничен камерой. Она в тюрьме уже 2 года, и с поддельным безразличием рассказывает свою жуткую историю, которая переполняет ее, требуя выхода наружу. Вот, она вспоминает неясные мгновения детства, рисует взаимоотношения со сверстниками и подробно, шаг за шагом, размеренно, как движение хронометра, показывает как овладевало ею безумие, как она приближалась к пропасти. «И если сегодня я заставляю себя возвращаться к моему прошлому во всех мельчайших подробностях, то только потому, что теперь, по прошествии времени, я вижу в нем признаки надвигающегося безумия, оказавшегося неизлечимым» - такими словами начинает свою исповедь Шарлен. 

«Я дышу» - это спектакль-предупреждение. Это не стильная и модная постановка, а настоящий надрыв, талантливо показанный на сцене такими же подростками, как и главная героиня. Они сегодня играли самих себя, рассказывая взрослым, что может произойти, если отгородиться от проблем подростка и вовремя не помочь ему. 

«Я дышу» - это история о том, как юный человек, дабы осознать себя живым и нужным, скрыться от одиночества, способен сделать шаг к пропасти... Просто, нужно верить им и разговаривать...
 
Автор: Елена Жукова-Ивлиева
Дата: 12 Февраля 2018
Игорь Моисеев
РУКИ ВВЕРХ
муж
Сёмин
Баста
 
В контакте

Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
Карла Либкнехта, 15 офис №2
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
bis.bilety@mail.ru - Вопросы по
приобретению и возврату
электронных билетов
Отдел рекламы:
Елена Набокова
elena-liana@yandex.ru
Copyright © 2004-2024 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх