Клубинка

"БиС" Продюсерская компания

концерты, спектакли, кино, вечеринки

Настал мой час - и вот я умираю... (отзыв об опере Тоска в Mori Cinema)

Джакомо Пуччини, создавая оперу «Тоска», творил вечную музыку. Ее можно слушать с открытыми глазами или закрыв их - в любом случае она оставляет неизменно грандиозное впечатление. После такой музыки всё вокруг теряет звучание, объемность и яркость. «Тоска» сравнима с тем эффектом, когда смотришь на солнце без защитных очков: тебя просто ослепляет. Поэтому равнодушных в числе ее слушателей нет, не было и не будет. И я, просмотрев  трансляцию оперы из «Metropolitan Opera», еще долго находилась под её властью. Такая музыка - гимн жизни. Без нее мир стал бы пресным. 

Джакомо Пуччини считали последним романтиком итальянской оперы. Каждое его произведение - утонченный и невероятный по эмоциональной силе шедевр. И «Тоска» - не исключение. В ее либретто тесно переплелись история беззаветной любви и трагедия, к страшной развязке которой подтолкнула похоть всесильного чиновника и ослепляющая ревность главной героини. И все это невидимой нитью пронизывает политика - именно с нее и начинаются беды основных персонажей оперы. Именно за кончик этой «нитки» хватается зло, дабы сплести крепкую паутину вокруг влюбленных, из коей нет выхода… только через смерть. 
 


Дело происходит в Риме, в июне 1800 года. Она, Флория #Тоска, - ревнивая, страстная, красивая и взбалмошная актриса, выступающая перед королевским двором. Он, Марио Каварадосси, - талантливый художник, расписывающий стены церкви Сант-Андреа-делла-Валле, в семейной капелле которой прячется беглый политзаключенный, бывший консул революционного правительства Анджелотти. Его появление в жизни Каварадосси запускает механизм, приведший к трагедии. 
Художник помогает беглецу избежать встречи с солдатами. Но от шефа тайной полиции, барона Скарпиа, перед чьим могуществом трепещет весь Рим, сложно спрятаться. Его «ловчим соколом», как ее называет сам чиновник, становится несчастная #Тоска, обезумевшая от ревности. Предъявленный молодой женщине веер, который барон нашел в церкви, где работал ее Марио, затуманивает рассудок Флории. И она, не ведая того, приводит врагов в убежище. Но там только художник - и ему предстоит стать разменной монетой в игре, затеянной шефом тайной полиции. 

Следующая сцена - допрос. Действие происходит в окружении уникальных декораций, нагнетающих жуткую атмосферу. Только представьте себе комнату, чей интерьер обставлен тяжелой резной мебелью. На стенах, лишенных гобеленов, - агрессивная роспись. Пол - холодный мрамор. Из освещения - яркий огонь в камине и несколько свечек, тускло отражающихся в хрустале графина и фужеров на столе, готовом для ужина. Но этот теплый свет испуганно трепещет и отступает перед постепенно заполняющим комнату лунным сиянием. Его ледяные лучи неумолимо вползают через огромные окна, наполняя ее безжизненностью. 
За столом - сидит Скарпиа. Черты его лица в темноте причудливым образом приобретают что-то дьявольское. И это подчеркивается заревом угасающего заката - его обрывки, как языки адского пламени, раскрашивают в огненные краски стены. Из открытой двери пыточной камеры льется красный свет и доносятся стоны допрашиваемых, в числе которых Марио Каварадосси. Его голосу внимает убитая горем Флория #Тоска: она сама оказалась в настоящем аду. Ведь ей предстоит стать любовницей Скарпиа, чтобы сохранить жизнь любимому человеку. Получив согласие женщины, чиновник отдает приказ заменить повешение расстрелом художника, а настоящие патроны - холостыми. И, когда барон приближается к Тоске за обещанным, она в порыве безумия и отвращения убивает его. 
 


Чтобы получить и усилить эмоциональный отклик у зрителя от драмы, заставить его по-настоящему сопереживать, Джакомо Пуччини поместил действия своей оперы в реальные римские достопримечательности: история начинается в уютной церкви Сант-Андреа-делла-Валле, продолжается в мрачном кабинете дворца Фарнезе и прекращается на крепостной стене замка Святого Ангела, откуда видна роскошная панорама вечного города. В результате возникает впечатление, будто на сцене быль, а не выдумка. 
Такой ход поставил сложную задачу перед режиссером-постановщиком современной версии «Тоски» Дэвидом Маквикарой и художником Джоном Макфарлейном: от них требовалось в 21-м веке воссоздать в деталях реальные объекты и ту атмосферу, какую они излучали в 19-м столетии. Для этой цели Джон Макфарлейн отправляется в Рим и делает вручную на месте огромное число зарисовок церкви и замков. И затем также скрупулезно «выстраивает» сами здания на сцене, причем, с определенного ракурса и в нужном для содержания каждого акта освещении. 

Благодаря уникальной работе, проделанной художником, получился невероятный контраст: сначала перед зрителем предстает теплая, полная жизни, света и чистоты церковь. Затем его «впускают» в мрачный, озаренный адским пламенем кабинет шефа тайной полиции во дворце Фарнезе. А под конец взору открывается крепостная стена, над которой возвышается статуя карающего ангела и где проходит последний час жизни многих невинно осужденных. 

Художник Джон Макфарлейн обожает костюмированные постановки. Поэтому с особенным рвением взялся за решение задачи, возведя не только великолепные декорации, но и сотворив точные копии костюмов начала 19 века. В итоге получилась классическая постановка с завораживающей музыкой. Но опера без певцов невозможна. 

Последним «кусочком» роскошной мозаики стали Соня Йончева (Флория Тоска), Витторио Григоло (Марио Каварадосси) и полностью вжившийся в роль своего злодея Желько Лучич (Скарпиа). Они не пели по нотам, а вложили в исполнение душу, вдохнули в своих персонажей жизнь, сделали зрителя соучастником трагедии. 

Поэтому, когда наступил момент казни художника и зазвучала пронзительная ария Каварадосси, я поймала себя на том, что вытираю неподвластные слезы. «Настал мой час - и вот я умираю» - пел приговоренный к смерти. Он рассказывал о благоухающих цветах, о траве, о тропинке перед домом, о лунных ночах и Тоске, вспоминая ее тепло и объятия. Он прощался с жизнью, стоя в окружении бездушного камня, под ночным небом, затянутым тяжелыми облаками, среди безразличных солдат. Не сочувствовать этой сцене, не проникнуться ею мог только деревянный зритель! 
 
 

И вдруг появляется она, сама Флория. У нее хорошая новость: Скарпиа их отпускает. Осталось лишь одно: переждать фарс с расстрелом холостыми патронами. «Главное, по-настоящему упади после залпа» - напутствует Тоска - «А дальше, мы уплывем за море и начнем новую жизнь». 
Звучат выстрелы. Марио падает. «Какой он хороший актер» - восхищается молодая женщина, наблюдая за «розыгрышем». Солдаты уходят, но художник не поднимается с каменного пола - он убит. Скарпиа с того света отомстил ей. 

Теперь осталось только одно… Когда слышатся приближающиеся голоса - убийство Скарпиа обнаружено, - Тоска, впервые действующая хладнокровно и рассудительно, поднимается на парапет стены и делает шаг вниз… И снова звучит надрывная, похожая на плач, мелодия из арии Каварадосси… Занавес…
 
Автор: Елена Жукова-Ивлиева
Дата: 02 марта 2018
Игорь Моисеев
РУКИ ВВЕРХ
муж
Сёмин
Баста
 
В контакте

Адрес:
162600, Вологодская обл., г. Череповец,
Карла Либкнехта, 15 офис №2
+7 (8202) 74-75-76 - Центральная
театрально-концертная касса
bis.bilety@mail.ru - Вопросы по
приобретению и возврату
электронных билетов
Отдел рекламы:
Елена Набокова
elena-liana@yandex.ru
Copyright © 2004-2024 «КЛУБИНКА.РУ»
Все права защищены.
 
↑ Наверх